Дневник читателя: рекомендации для родителей
Учитывая прошлую (самая читающая страна в мире) и современную специфику образования, возможно, дневник читателя будет далеко не лишним в приобщении детей к чтению.
Ведение дневника научит замечать в книгах не только героев и сюжет, но и имя-фамилию автора.
Ведение дневника читателя способствует формированию навыка собирать и анализировать информацию, а также иметь собственное мнение (хотя бы о прочитанной книге) и в кратком объеме излагать его на бумаге. Что особо ценно – вести такой дневник может родитель ребенка, еще не научившегося писать; для этого малыш диктует свои впечатления о книгах, которые начитываются вслух. Потом, овладев грамотой и письмом, сможет записывать собственные соображения самостоятельно.
Главное – это личный пример. Если вы читаете книги – дети примут это как нормативное поведение. Если не читаете, а лишь вспоминаете, как читали в детстве, – не ждите, что дети вдохновятся этими рассказами. Как сегодня часто случается, в современных компаниях чтение не является важным среди подростков. Поэтому рекламирование любыми методами стиля жизни читающего человека – вокруг подростка – несомненно, принесет свои плоды. Подростков-читателей становится больше, если они видят, насколько важно чтение в их микросообществе. Соответственно, в сообщество подростков входят их родители (родные), педагоги (в том числе дополнительное образование, библиотеки) и сверстники.
Получить пользу от прочитанного можно несколькими простыми способами, лучший из которых – записывать в произвольный (специальный) дневник цитаты. Понравившиеся высказывания героев повествования, сюжеты, характеры, выходные данные книги для последующих ссылок с номерами страниц – все то, что «цепляет за душу» непосредственно вас, как читателя.
К слову, выходные данные лучше сразу записывать в соответствии с принятыми ГОСТами, поскольку корректное цитирование предполагает именно правильное указание авторства цитаты.
Всем известно, что современные дети проявляют огромный интерес к компьютерам, быстрее взрослых осваивают программы, чувствуют себя комфортно в виртуальном мире. Учитывая эту особенность нашего времени, талантливые взрослые могут направить естественный интерес в правильное русло. На каждую прочитанную книгу рекомендуется завести отдельный дневник читателя в ПК, соответственно озаглавливать сей файл по названию книги и автора. Отдельные файлы складывать в одну папку «Дневник читателя» с указанием года, к примеру, присваиваете word-файлу имя «ДЧ_2015» – это помогает делить темы, связанные с цитатами. При этом настоящую деятельность могут развернуть сами ребята, создавая собственные презентации и показывая их на уроках, внеклассных занятиях своим сверстникам, родителям. Если рядом понимающий, заинтересованный учитель и родители, пользуясь возможностями глобальной Сети, открывая уникальные сайты, адресованные подросткам, можно создавать презентации о планетах, о необыкновенных животных, о книге-долгожителе в вашей семье… Что невольно зародит бережное отношение к книге.
Использованная литература:
- Кашкаров А.П. Чтение в средней школе: как вырастить читающего человека на сайте http://azbyka.ru/deti/chtenie-v-srednej-shkole-kak-vyrastit-chitajushhego-cheloveka-kashkarov-ap
Составитель: Е.В.Лихнович, библиотекарь I категории
Центральной детской библиотеки «Радуга»
Дата публикации: 11 ноября 2015 года